Вход

Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  • Активная АС
  • В некоторые АС встроен собственный усилитель мощности, или два-три усилителя для ВЧ, СЧ и НЧ диапазона. Такие АС называются активными. Они требуют подключения к сети питания. Вход сигнала активных АС подключается к выходу предварительного усилителя, с помощью которого выбирается источник сигнала и регулируется громкость.

  • Активный сабвуфер
  • Активный сабвуфер - это "обычный" сабвуфер (называемый также "пассивным"), в корпус которого дополнительно встроен собственный мощный усилитель низкой частоты. Преимуществом активного сабвуфера является меньшая нагрузка на основной усилитель низкой частоты, недостатком - большая стоимость (существенно большая).

  • Автоматическое отключение сабвуфера
  • Функция, позволяющая сабвуферу переходить в энергосберегающий режим работы в том случае, когда в течение определенного времени отсутствует низкочастотный сигнал. Тем самым продлевается ресурс работы электронных цепей устройства и расходуется меньше электроэнергии.

  • Аудио ЦАП - Проигрыватели DVD
  • ЦАП - цифро-аналоговый преобразователь - чип или комплекс микросхем, отвечающий за преобразование цифровых данных в традиционный аналоговый звуковой сигнал. От класса и параметров этой схемы в основном и зависит то, как звучит цифровое устройство. Для более полного ознакомления с устройством можно пойти на страничку производителя ЦАП и получить огромное количество технических параметров чипа.

  • Всепогодная АС
  • Акустика для использования в сложных условиях окружающей среды, например в помещениях с повышенной влажностью или на улице. К этому типу также относится ландшафтная акустика, предназначенная для декоративного оформления. Корпуса таких громкоговорителей могут иметь форму и фактуру камня или других объектов природы.

  • ВЧ излучатель АС
  • Мембрана ВЧ излучателя обычно имеет полусферическую форму (купол). Излучатель такой конструкции имеет большую звуковую катушку, чем конический излучатель того же диаметра, поэтому способен "переварить" большую подводимую мощность. Купол чаще всего делается из металла, ткани (мягкий купол) либо полипропилена или подобного материала. Звучание металлического купола считается более "звонким", резким. ВЧ излучение имеет узкую направленность, поэтому для наилучшего его рассеяния очень важно акустическое обрамление ВЧ излучателя, то есть то, что находится непосредственно вокруг купола. Если ВЧ излучатель помещен в центр НЧ излучателя, то есть они находятся на одной оси, такая конструкция называется коаксиальной.

  • Входные клеммы АС
  • Как правило, в хороших громкоговорителях используются высококачественные позолоченные винтовые зажимы, которые позволяют подключить к ним высококачественные акустические кабели с сечением проводов до 4 кв. мм, а также разъемы типа "банан", "вилочка" и "лопаточка".

  • Вход линейного уровня сабвуфера
  • Линейный (низкоуровневый) вход — на него подается сигнал от выхода ресивера на сабвуфер с уже скорректированной АЧХ.

  • Вход акустического уровня сабвуфера
  • Акустический (высокоуровневый) вход позволяет подключить внешний усилитель непосредственно к входу низкочастотного громкоговорителя сабвуфера.

  • Встроенный декодер Dolby Digital
  • Декодер наиболее распространенного цифрового формата многоканального окружающего звука. Этот декодер преобразует цифровой сигнал пришедший с DVD-проигрывателя в аналоговый вид и раскладывает его на 6 отдельных каналов - центральный, фронтальная стереопара, два тыловых канала и канал сабвуфера. В настоящее время этот формат постоянно набирает силу - все больше и больше DVD дисков записывается именно в нем.

  • Встроенный декодер DTS
  • Этот декодер преобразует цифровой сигнал пришедший с DVD-проигрывателя в аналоговый вид и раскладывает его на 6 отдельных каналов - центральный, фронтальная стереопара, два тыловых канала и канал сабвуфера. В настоящее время этот формат менее распространен, чем Dolby Digital, но тем не менее диски со звуком, записанным в нем есть и его никто не отменял. Кроме того некоторые специалисты считают что диски в этом формате имеют более качественное звучание, чем Dolby Digital.

  • Вход Phono AV-ресивера
  • Корректирующий усилитель для подключения проигрывателя грампластинок. Фонокорректоры бывают двух типов - для звукоснимателей с подвижным магнитом (MM - moving magnet), которые наиболее распространены, и с подвижной катушкой (MC - moving coil), которые в настоящее время распространены менее. Основная задача корректирующего усилителя выровнять частотную характеристику, которая имеет выраженный наклон в сторону усиления высоких частот.

    Фонокорректор необходим только тем у кого есть проигрыватель грампластинок, или тем кто собирается его приобрести. Если вы не собираетесь прослушивать грампластинки, то от фонокорректора лучше отказаться, чтобы не переплачивать лишние деньги.

  • Встроенная акустика - Телевизоры и плазменные панели
  • Модели телевизоров среднего и высокого класса имеют, как правило, очень качественную встроенную акустику, с большой мощностью (20 Вт и выше). Она великолепно подходит для озвучивания стереофонических видеозаписей и может играть роль центрального канала в домашнем кинотеатре начального уровня.

  • Воспроизведение NTSC - Телевизоры и плазменные панели
  • Воспроизведение телевизором видеосигналов в системе цветности NTSC является обязательным условием для владельцев DVD первой зоны. В противном случае изображение будет черно-белым. Как правило, телевизоры среднего и высокого класса являются мультисистемными и поддерживают все наиболее распространенные системы цветности.

  • Выход цифровой оптический Toslink - Проигрыватели DVD
  • TosLink - наиболее распространенный стандарт на передачу цифровых данных оптическим способом. Носителем информации служит световод - специальный оптический канал, передающий световое излучение практически без потерь и искажений. Единственное отличие светового кабеля от электрического заключается в том, что оптический кабель нельзя резко изгибать - световод может просто переломиться. Оптический интерфейс хорош своей надежностью, простотой подключения и сильной помехозащищенностью.

  • Выход цифровой оптический AT&T - Проигрыватели DVD
  • Цифровой оптический кабель AT&T - не очень распространенный, но тем не менее встречающийся стандарт на передачу цифровых данных оптическим способом. Носителем информации служит световод - специальный оптический канал, передающий световое излучение практически без потерь и искажений. Единственное отличие светового кабеля от электрического заключается в том, что оптический кабель нельзя резко изгибать - световод может просто переломиться. Оптический интерфейс хорош своей надежностью, простотой подключения и сильной помехозащищенностью.

  • Выход цифровой электрический коаксиальный - Проигрыватели DVD
  • Коаксиальный (несбалансированный) цифровой интерфейс, известный также как коаксиальный S/PDIF. Передача данных осуществляется по коаксиальному кабелю, похожему на провод обычной телевизионной антенны.

  • Выход цифровой электрический сбалансированный (S/PDIF) - Проигрыватели DVD
  • Сбалансированный цифровой интерфейс, известный также как S/PDIF. Данный интерфейс очень распространен в компьютерных системах - почти каждая современная звуковая карта или CD-ROM имеют интерфейсы этого стандарта. Передача данных осуществляется по двум обычным проводам без какой-либо экранировки, поэтому использовать S/PDIF для соединения устройств на расстоянии больше одного-двух метров не рекомендуется.

  • Воспроизведение VideoCD - Проигрыватели DVD
  • Стандарт видеодисков, имеющих тот же носитель, что и обычные компьютерные CD, где данные закодированы по системе сжатия MPEG1. Формат обеспечивает стереофонический звук качества слегка ниже чем на аудио-CD и изображение, примерно соответствующее обычным VHS видеокассетам. На один диск помещается максимум около 80 минут видео.

  • Воспроизводимые видеосистемы - Проигрыватели DVD
  • Большинство современных видеоматериалов записано на носителях в системе PAL (Европа) или NTSC (США), так что необходимым требованием к качественной аппаратуре является поддержка как минимум этих двух систем и их различных вариантов. Плейер, имеющий транскодер - систему, переводящую сигнал из NTSC в PAL, является предпочтительным выбором, так как некоторые телевизоры, возможно, не смогут воспроизводить сигнал NTSC.

  • Видео ЦАП - Проигрыватели DVD
  • Цифрово-аналоговый преобразователь видеосигнала - устройство, отвечающее за формирование изображения из цифровых данных. Единственная разумная информация , которую обычный пользователь может извлечь из этого поля - разрядность ЦАП, которая характеризует класс устройства. Компьютерная видеокарта, например, использует ЦАП разрядностью 8 бит, чего в общем то достаточно для большинства применений, но для построения особо качественных изображений часто используются ЦАПы повышенной разрядности - до 12 бит.

  • Выход на наушники - Проигрыватели DVD
  • Выход на наушники существенно расширяет функциональность устройства, так как позволяет прослушивать сигнал непосредственно, без применения каких-либо внешних усилителей. Стоит учитывать, что качество выхода на наушники у специализированного усилителя почти всегда выше, чем то, что может предоставить устройство, основным назначением которого является предоставление звукового сигнала - пользоваться таким выходом для прослушивания музыки хоть и можно, но вообще говоря не рекомендуется. Выход на наушники обычно сопровождается регулятором громкости.

  • Возможность воспроизводить MP3 - Проигрыватели DVD
  • Проигрыватели с этой возможностью воспроизводят диски, на которых записаны MP3 файлы. Эти проигрыватели также "читают" диски записанные самостоятельно (CD-R и CD-RW). Эта функция значительно расширяет возможности аппарата, ведь на одном MP3 диске могут уместиться сотни песен, и впоследствии может отпасть необходимость, например, во внешнем CD-чейнджере.

  • Диапазон воспроизводимых частот АС
  • Диапазон частот - это область частот, в пределах которой данный компонент имеет плоскую амплитудно-частотную характеристику, иначе говоря, может достоверно воспроизводить аудиосигнал. Обычно характеристика считается плоской, если ее отклонение от горизонтальной прямой укладывается в пределы +/- 3 дБ. Известно, что органы слуха человека воспринимают звук частотой от 20 до 20000 Гц. Однако, звуковой сигнал имеет сложную форму, то есть содержит составляющие с различными частотами, в том числе выходящими за пределы слышимого диапазона. Поэтому разработчики как усилителей, так и АС, для максимально точного воспроизведения, стараются достичь диапазона частот, выходящего за пределы 20000 Гц.

  • Диапазон вопроизводимых частот сабвуфера
  • Бас можно разделить на несколько октав: глубокие басы 20-40 Гц, среднебасовый диапазон 40-80 Гц, диапазон высоких басов 80-160 Гц. Сабвуфер обычно работает в диапазоне 20-150 Гц. Но есть топ-модели способные донести до слушателей частоты ниже 20 Гц (при условии, что таковые имеются в звукозаписи).

  • Домашний кинотеатр "в одной коробке" и AV музыкальные центры
  • Мощность основной стереопары Здесь указывается суммарная мощность каждого из фронтальных каналов. Фронтальные каналы - это основные колонки в музыкальном центре, они обеспечивают стереообраз. Если в музыкальном центре есть раздельные усилители для сабвуфера и СЧ-ВЧ звена, то указана общая мощность канала сабвуфер+СЧ-ВЧ акустика (для каждого канала). Если в музыкальном центре нет сабвуфера, то просто указана мощность Вт на канал (правый или левый). Для нормального звучания в средней и небольшой комнате достаточно мощности 10-20 Вт. Обычно музыку не слушают на мощности больше этой. Но если в задачи музыкального центра входит музыкальная поддержка какой-нибудь вечеринки, то для небольшого помещения (4х4 м) необходима мощность около 50 Вт. Для среднего помещения (5х8 м) уже надо 100 и более Вт. В большом помещении (более 60 кв.м) скорее всего потеряется уже любой музыкальный центр. Мощность, развиваемую усилителем в музыкальном центре указывают обычно при нелинейных искажениях (см.), достигающих 10%. Производители указывают мощность, измеренную по различным методикам. Есть так наз. "среднеквадратичная" (RMS - root mean square) мощность. Иногда указывают мощность, измеренную по немецкому стандарту DIN или японскому EIAJ. Надо знать, что мощность можно померить по разному, но у усилителя она одна, и не может быть более 120 - 150 Вт. Результаты замера мощности по разным методикам могут различаться для одного и того же аппарата, но незначительно (± 10 Вт).

  • Домашний кинотеатр "в одной коробке" и AV музыкальные центры - Рекордер
  • Рекордер в музыкальном центре необходим практически всегда, и только в редких случаях, когда система имеет больше декоративную роль и все направлено на внешний эффект - дизайн в музыкальном центре не предусмотрено ни кассетной деки, ни минидисковой. Однокассетная дека встречается в недорогих микросистемах, либо в системах с претензией на высококачественное звуковоспроизведение. Однокассетная дека может быть с горизонтальной или вертикальной загрузкой - на качество звучания это не влияет, поскольку лентопротяжные механизмы в последнее время делают очень качественными. Двухкассетная дека по сей день остается самым распространенным рекордером - одна дека предназначена для записи, другая для воспроизведения. Минидисковые деки все больше входят в моду - они обеспечивают гораздо более высокое качество по сравнению с кассетными деками. Минидисковые чейнджеры все чаще появляются в качестве штатных комплектующих, но такие музыкальные центры довольно дороги (цена за них может превышать $1000), хотя качество и удобство стоят того. В последнее время появились музыкальные центры с декой для записи компакт-дисков. На специальные диски-заготовки ("болванки") вы можете записать без потери качества любую музыку.

  • Домашний кинотеатр "в одной коробке" и AV музыкальные центры - Комплект акустических систем
  • В комплект к музыкальным центрам обычно прилагаются основная стерепара, то есть две фронтальные колонки, хотя встречаются центры и вообще без колонок. Не комплектуются акустическими системами обычно дорогие и высококачественные аппараты. Стоимость головного блока таких центров может достигать 1000 и более долларов. Высококлассную акустику к ним следует подбирать отдельно. AV-музыкальные центры и домашние кинотеатры в одной коробке со встроенным декодером окружающего звучания обычно еще комплектуются двумя или тремя акустическими системами окружающего звучания (центральный канал и тыловая акустика).

  • Домашний кинотеатр "в одной коробке" и AV музыкальные центры - Возможность проигрывания MP3
  • Музыкальные центры с этой возможностью воспроизводят диски, на которых записаны MP3 файлы. Такие устройства также "читают" диски записанные самостоятельно (CD-R и CD-RW). Эта функция значительно расширяет возможности аппарата, ведь на одном MP3 диске могут уместиться сотни песен. Домашний кинотеатр в одной коробке В коробочный набор обычно входит все, что необходимо именно для домашнего кинотеатра, и ничего лишнего. Если вам нужен только домашний кинотеатр, и вы не хотите переплачивать за ненужные вам кассетные деки, тюнеры и т.п., то имеет смысл выбрать именно домашний кинотеатр в одной коробке.

  • Домашний кинотеатр "в одной коробке" и AV музыкальные центры - Dolby Digital
  • Встроенный декодер Dolby Digital позволяет просматривать видеофильмы с окружающим звучанием. Для этого необходим DVD-плеер и специальные DVD диски, на которых в цифровом виде записаны видеоизображение и несколько звуковых каналов. Декодер в музыкальном центре раскодирует эти сигналы и раскладывает на отдельные каналы - для фронтальной стереопары, центрального канала, тыловых колонок и сабвуфера. Качество звукового сопровождения, которое обеспечивает формат Dolby Digital значительно выше качества, обеспечиваемого форматом Dolby Pro Logic, но системы с такой опцией стоят дорого, как миниум $500. А действительно качественный звук можно получить только за $700-800. Есть музыкальные центры с прилагающимися акустическими системами окружающего звучания, а есть и без них. Тогда колонки центрального, тылового каналов и сабвуфер придется докупать.

  • Домашний кинотеатр "в одной коробке" и AV музыкальные центры - DTS
  • Одна из наиболее распространенных систем окружающего звучания. Во многом похожа на Dolby Digital, и так же, как и Dolby Digital имеет свои преимущества и недостатки.

  • Домашний кинотеатр "в одной коробке" и AV музыкальные центры - Dolby Pro Logic
  • Встроенный декодер Dolby Pro Logic позволяет просматривать видеофильмы с окружающим звучанием. Для этого необходим видеомагнитофон со стереозвуком и видеокассета со звуком, записанном в этом формате. Стереовыход видеомагнитофона подключают ко входу музыкального центра, затем звуковой сигнал декодируется и раскладывается на 4 канала - центральный, фронтальная стереопара, тыловой моноканал. Музыкальные центры с такой опцией стоят как миниум $300. А действительно качественный звук можно получить только за $500-600. Есть музыкальные центры с прилагающимися акустическими системами окружающего звучания, а есть и без них. Колонки центрального и тылового каналов придется докупать.

  • Домашний кинотеатр "в одной коробке" и AV музыкальные центры - Dolby Pro Logic II
  • Улучшенная версия распространенного декодера Dolby Pro Logic. Имеет лучшие технические характеристики и возможность "раскладывания" обычного стерео сигнала в 5.1 формат. Диагональ экрана 25"-35" — относительно доступный класс плазменных панелей, стоимостью до $5000. Модели с таким размером экрана традиционно оснащаются ТВ-тюнером, поэтому часто их рассматривают в качестве альтернативы обычному кинескопному телевизору. 37"-43" — наиболее популярный и массовый класс плазменных панелей. Модели с таким размером экрана оптимально подходят для домашнего кинотеатра среднего и высокого уровня. Диапазон цен находится в пределах от $4000 до $12000 и выше (за эксклюзивные модели Loewe, Bang & Olufsen, Grundig и т.п.). 50" и более — класс высокотехнологичных плазменных панелей. Модели с таким размером экрана идеально подходят для элитных домашних кинотеатров уровня High-End. Диапазон цен находится в пределах от $7000 до $20000 и выше.
  • Декодер звука - Проигрыватели DVD
  • Декодер объемного звука может восстановить именно ту многоканальную звуковую панораму, которая имелось в виду создателем материала. Декодированием объемного звука чаще всего занимаются ресиверы, но некоторые универсальные или дорогие устройства имеют встроенные декодеры, которые принимают сигнал в каком-либо формате или форматах (Dolby Digital, DTS, и т.д.) и имеют аналоговые выходы на все готовые каналы раздельно. Встречаются также декодеры, выдающие только два канала - т.е. устройство сможет декодировать все каналы, но на выходе вы получите только стереофонический звук, что определяется числом каналов ЦАП-а.

  • Диапазон вопроизводимых частот - Проигрыватели DVD
  • Данный параметр показывает, какой частотный диапазон воспроизводит устройство, и каковы максимальные отклонения от нормы в этом диапазоне (+- дБ). Отличным значением могут считаться цифры порядка 20 - 20000 Гц, +- 0.1 дБ - этого хватит для передачи звука абсолютно тонально неизменным, с точки зрения любого человека. Нижняя граница не должна превышать 40-50 Гц - это слышимый глубокий бас, а верхняя должна быть не ниже 16000 Гц, иначе человек начинает слышать приглушенную окраску звучания. Неравномерность более примерно +-0.2 дБ может внести в звук специфическую тональную окраску, а значения более +-0.5 дБ могут считаться плохими.

  • Защита сабвуфера от перегрузок
  • Защита представляет собой либо плавкий предохранитель, либо схему, восстанавливающую соединение при снятии недопустимой нагрузки. Если сабвуфер активный, защитой может быть снабжен встроенный в него усилитель. Излучатель сабвуфера Излучатели звука - главная составная часть любой АС, преобразующая электрический сигнал в звук. У излучателей динамического типа электрический сигнал проходит по звуковой катушке, находящейся в поле сильного постоянного магнита, вследствие чего катушка смещается и вызывает смещение прикрепленной к ней мембраны - диффузора. Периодические колебания этой мембраны и создают звуковое излучение. Чем больше диаметр и амплитуда смещения мембраны, тем мощнее издаваемый звук. Мембрана НЧ излучателей обычно имеет форму конуса. Делается из бумаги либо целлюлозной массы с пропиткой (и у самых дорогих, и у дешевых АС: все дело в технологии), полипропилена, металла (обычно алюминий), углеволокна или кевлара (специально разработанные для акустики материалы).

  • Количество полос АС
  • Идеальная акустическая система должна иметь только один широкополосный громкоговоритель, воспроизводящий полную полосу частот 20 - 20000Гц, однако сделать такой идеальный громкоговоритель практически невозможно. Поэтому подавляющее большинство современных АС имеют по две и более головки, работающих в различных полосах частот. Наиболее распространены двух и трех полосные акустические системы, менее четырех и пяти полосные. Встречается акустика выполненная по 1,5; 2,5; или 3,5 - полосной схеме. Например в 2,5 - полосной колонке излучают три динамика. Один воспроизводит только высокие частоты, другой только бас, а третий излучает и средние, и низкие частоты одновременно. Соответственно работают и другие "половинчатые" акустические системы.

  • Комплекты АС для домашнего театра - Активная фронтальная акустика
  • В некоторые АС встроен собственный усилитель мощности, или два-три усилителя для ВЧ, СЧ и НЧ диапазона. Такие АС называются активными. Они требуют подключения к сети питания. Вход сигнала активных АС подключается к выходу предварительного усилителя, с помощью которого выбирается источник сигнала и регулируется громкость.

  • Комплекты АС для домашнего театра - Тип корпуса фронтальной акустики
  • Тип корпуса влияет главным образом на воспроизведение баса. Обычные типы корпуса - закрытый или с фазоинвертором. АС в закрытом корпусе, как правило, имеют небольшой объем и мощность. Если же басовик достаточно мощный, то в результате его хода внутри герметичного корпуса сильно меняется давление, создавая сопротивление обратному ходу басовика, и вызывая вибрацию и даже нагрев корпуса. Поэтому в корпусе делают отверстие, называемое портом фазоинвертора. Давая выход энергии обратного излучения басовика, оно помогает достичь более глубокой и равномерной АЧХ в области низких частот. Если порт фазоинвертора находится в задней стенке АС, их не следует придвигать вплотную к стене.

    Иногда такое отверстие закрывается частично проницаемым для воздуха материалом (демпфированный фазоинвертор) либо конусом, подобным конусу басовика, который излучает звуковые волны под действием колебаний давления внутри корпуса (пассивный радиатор).

    Встречаются и другие типы корпуса, например, по технологии "четверть волны". Этот корпус работает как скрученный в виде спирали охотничий рог. Тем самым повышается эффективная длина колеблющегося в нем столба воздуха.

  • Контрастность изображения
  • На практике для комфортного восприятия видеоинформации реально необходимая контрастность должна быть не ниже 600:1. Коэффициент контрастности большинства современных плазменных панелей в полной мере удовлетворяет этому требованию.

  • Конвертер 3:2 Pulldown - Телевизоры и плазменные панели
  • 3:2 Pulldown или Telecine — способ дублирования полей, позволяющий получить 30 кадров в секунду из «кинотеатральных» 24-х. Полученное таким образом изображение обладает высокой реалистичностью благодаря плавным и естественным движениям объектов на экране.

  • Кадровая развертка 100 Гц
  • Изображение на экране обычного аналогового телевизора меняется с частотой 50 Гц (кадров в секунду). Этого не достаточно для комфортного просмотра телепередач. Человеческий глаз перестает замечать смену кадров, начиная с частоты примерно 75 Гц, поэтому цифровые телевизоры нового поколения имеют кадровую развертку 100 Гц (удвоенное количество кадров в секунду).

    Принцип работы таких аппаратов основан на создании промежуточных кадров изображения. Кадровая развертка 100 Гц появляется обычно у телевизоров с диагональю от 25". Стоят такие модели, как правило, дороже аналогичных 50-и герцовых.

  • Композитный - Проигрыватели DVD
  • Композитный сигнал - самый распространенный способ передачи видеосигналов и разъем (RCA), имеющий два контакта - круглый ободок и выступающий штырь посередине. Видеосигнал, передаваемый этим способом, примерно соответствует по качеству средней телевизионной картинке, и обычно не способен раскрыть всех преимуществ DVD.

  • Магнитная защита (экранирование) АС
  • Магнитное экранирование предотвращает распространение магнитного поля излучателей за пределы корпуса АС. Оно необходимо, если АС будут размещены вблизи телевизора или монитора компьютера, (ближе 1 м), т.к. под воздействием сильного магнитного поля изображение может исказиться.

  • Максимальное звуковое давление АС
  • Уровень звукового давления измеряется в децибелах. Большее количество децибел означает большее звуковое давление (в очень грубой прикидке можно выразиться — "громче"). Существует общепринятая шкала децибел, в которой за ноль принимается порог слышимости, а за максимум - так называемый болевой порог, равный 140 дБ (он превышает порог слышимости в десять миллионов раз).

  • Многоканальный вход AV-ресивера
  • 6-и канальный вход со внешнего декодера окружающего звучания. Это очень полезная опция, т.к. системы домашнего кинотеатра постоянно развиваются и возможны выходы новых форматов. Ваш ресивер будет совместим с ними, если у него будет этот вход. Достаточно будет только докупить соответствующий процессор.

  • Многоканальный выход AV-ресивера
  • Многоканальный линейный выход со встроенного декодера на внешний усилитель мощности. Полезная опция, если вы предполагаете усовершенствование Вашей системы, и собираетесь купить многоканальный усилитель мощности.

  • Направление излучения АС
  • По направлению излучения АС делятся на однополярные, дипольные, биполярные и омниполярные. Однополярные АС направляют свое излучение в одну сторону. Биполярные АС имеют парные излучатели, направленные в противоположные стороны, излучающие звук одинаковой фазы. Дипольные аналогичны, но излучают в противофазе. Омниполярные тоже имеют два излучателя, но конструкция их такова, что звук рассеивается очень широко.

    Биполярные и дипольные АС часто используются в качестве тыловых в домашнем театре, чтобы звуковой фон фильма был равномерным, а не исходящим из двух точек. Еще чаще для этой цели корпус тыловых АС делается трапецеидальным (со скошенными углами), а два излучателя ставятся как раз на эти скошенные грани. Кроме этого, второй симметричный излучатель помогает бороться с нежелательными эффектами, возникающими внутри корпуса при работе мощного басовика, поэтому иногда такая конструкция применяется в сабвуферах и АС с мощной низкочастотной секцией. Она позволяет сделать мощную басовую секцию в закрытом корпусе.

    АС с необычной диаграммой рассеяния успешно применяются и в качестве фронтальных, и стерео. Но восприятие такого звука очень индивидуально, поэтому рекомендуем предварительное прослушивание.

  • НЧ излучатель АС
  • Мембрана НЧ излучателей обычно имеет форму конуса. Делается из бумаги либо целлюлозной массы с пропиткой (и у самых дорогих, и у дешевых АС: все дело в технологии), полипропилена, металла (обычно алюминий), углеволокна или кевлара (специально разработанные для АС материалы).

  • Отделка АС
  • Корпус из ДВП обычно фанеруется натуральным деревом, либо оклеивается виниловой пленкой под дерево, что дешевле. Корпуса из других материалов покрываются лаком различных цветов. Если производитель предлагает варианты отделки, выбирайте в соответствии с Вашим вкусом и домашней обстановкой. Иногда можно даже заказать отделку по Вашему образцу, либо из по образцу из каталога производителя. Естественно, нестандартная отделка обойдется дороже.

  • Особенности пульта ДУ AV-ресивера
  • Очень полезная вещь для людей, которые ценят удобства, ведь согласитесь, как приятно не вскакивать с удобного дивана или кресла, только для того чтобы уменьшить или увеличить громкость!

    В ресиверах пульт дистанционного упавления играет особую роль. Если он обучаемый, то он может стать настоящим центром упарвления всей аудио-видео системой, вне зависимости от того устройства чьих фирм вы собрали.

  • Отношение сигнал/шум - Проигрыватели DVD
  • Данный параметр характеризует шумы аппаратуры - тот постоянный уровень шума, который создает само устройство, и которого не было в исходном сигнале. Чем меньше значение, тем сильнее шумит аппаратура. В качестве отправной точки можно порекомендовать следующую сравнительную шкалу:

    Менее 50 дБ - шум плохой кассетной техники. Вполне слышимый и раздражающий уровень шума.

    50-60 дБ - хорошие аудиокассеты. Шум по прежнему слышен, но уже не так раздражает - хотя тихие записи слушать с таким уровнем шума всё же трудно.

    60-70 дБ - среднее по классу устройство. Для того, чтобы услышать шум, надо как минимум прислушаться.

    70-80 дБ - типичное реальное значение для почти любой Hi-Fi техники

    80-90 дБ - шум практически неслышим.

    Шумы аппаратуры с соотношением выше 90 дБ на практике, при прослушивании реальных сигналов, расслышать нельзя. Имейте в виду, что производитель часто указывает это отношение измеренное в таких условиях, или даже вычисленное на основании косвенных данных таким образом, что ничего общего с реальностью оно уже не имеет - поэтому не принимайте заоблачные значения этого параметра всерьез.

  • Паспортная мощность
  • Если усилитель имеет мощность ниже указанного предела, он не сможет в достаточной мере "раскачать" излучатели этой АС. Недостаток мощности усилителя сказывается как на громкости, так и на динамике воспроизведения. Слишком высокая подводимая мощность может привести к искажениям звука и повреждению АС. Однако, АС могут выйти из строя даже при низкой подводимой мощности, если на них поступает сильно искаженный, вследствие перегрузки усилителя, сигнал. Итак, с точки зрения АС, недогруженный мощный усилитель гораздо лучше перегруженного слабого. Поэтому не смущайтесь, если мощность Вашего усилителя близка к верхнему пределу для данных АС. Просто не выводите его регулятор громкости на максимум.

  • Прогрессивное сканирование (прогрессивная развертка) изображения
  • Способ отображения видеосигнала, при котором четные и нечетные строки выводятся на экран последовательно в одном кадре. Прогрессивное сканирование дает более качественное и комфортное для восприятия изображение, чем чересстрочное сканирование, при котором четные и нечетные строки выводятся на экран поочередно в разных полукадрах.

  • Плоский экран
  • Идеально плоский экран свободен от световых бликов, изображение имеет правильную геометрию и визуальную глубину. Создание плоских кинескопов требует больших технологических ресурсов, поэтому телевизоры на их основе стоят дороже классических моделей. Плоский экран по вертикали - экран представляет собой часть цилиндра, но не сферы, как обычно. На сегодняшний день единственная, подобная технология с успехом используется компанией Sony. Серия кинескопов Trinitron получила всемирное признание за высокое качество изображения. Плоский экран по диагонали - абсолютно плоский экран, как по вертикали, так и по горизонтали. Такой экран свободен от бликов, геометрических искажений. Изображение имеет визуальную глубину. Проекционные телевизоры, жидкокристаллические и плазменные панели всегда выпускаются с абсолютно плоскими экранами.

  • Процессор звуковых эффектов - Проигрыватели DVD
  • Процессор эффектов производит обработку звука, добавляя объемность, сочность звучания, или производить спецэффекты - эхо, реверберацию, и т.д. Существует множество разных алгоритмов и фирменных технологий создания эффектов. Стоит учитывать, что при прослушивании качественных фонограмм на хорошей аппаратуре эффекты чаще всего не используются, так как приводят к неестественному звучанию.

  • Питание - Проигрыватели DVD
  • Сеть переменного тока в России имеет напряжение 220 вольт и частоту 50 герц (~220, 50 Гц). Без всяких проблем работает аппаратура сходных стандартов - 240 вольт 60 герц, например. Крайне осторожно относитесь к аппаратам с питанием 110 вольт, так как преобразователь напряжения - либо крайне неудобное в использовании и бестолковое устройство, либо достаточно дорогой аппарат. Некоторые устройства имеют дополнительное питание 12 вольт, что позволит без всяких проблем использовать их в машине.

  • Рекомендуемая (минимальная) мощность усилителя
  • Если усилитель имеет мощность ниже указанного предела, он не сможет в достаточной мере "раскачать" излучатели этой АС. Недостаток мощности усилителя сказывается как на громкости, так и на динамике воспроизведения.

  • Рекомендуемая (максимальная) мощность усилителя
  • Слишком высокая подводимая мощность усилителя может привести к искажениям звука и повреждению АС. Однако, АС могут выйти из строя даже при низкой подводимой мощности, если на них поступает сильно искаженный, вследствие перегрузки усилителя, сигнал.

  • Регулятор усиления сабвуфера
  • Регулятор усиления присутствует только в активных сабвуферах. Он позволяет выбрать оптимальную громкость сабвуфера относительно громкости всех остальных акустических систем в звуковоспроизводящей системе. Громкость пассивного сабвуфера возрастает пропорционально громкости всех остальных громкоговорителей в системе, поэтому для него такой регулятор не нужен.

  • Регулятор фазы сабвуфера
  • Для корректной работы многополосной системы необходимо чтобы диффузоры всех громкоговорителей двигались синфазно. То есть при подаче импульса положительной полярности все диффузоры должны одинаково дернуться вперед (или назад). Так как общего стандарта на фазировку для АС нет, то для согласования сабвуфера с остальными АС ставят регулятор фазы. При корректно построенной схеме он не влияет на звук отдельного сабвуфера. Для согласования используют специальный прибор для проверки фазы. В домашних условиях такую проверку обычно осуществляют на слух.

  • Регулятор частоты среза фильтра сабвуфера
  • Благодаря регулятору частоты среза фильтра сабвуфер перестает воспроизводить звук с более высокими частотами. Это нужно для лучшего согласования звука с акустическими системами.

  • Ресиверы - Тип устройства
  • В этом разделе представлено сразу несколько типов устройств. В основном большинство из них ориентировано на работу с домашним кинотеатром, т.е имеют несколько каналов для окружающего звучания. AV-ресивер - это многоканальный усилитель со встроенным тюнером (радиоприемником). Есть AV-ресиверы со встроенным 5/6/7-канальным усилителм мощности (наиболее распространены) и ресиверы без УМ, и его придется приобретать отдельно. AV-усилитель - это многоканальный усилитель со встроенным усилителем мощности. Это тоже довольно распространенный и популярный тип устройств. На нем следует остановиться, если тюнер у вас уже есть. AV-процессор/предусилитель - это многоканальный усилитель без встроенного усилителя мощности. Его надо приобретать отдельно. Это наиболее качественный и довольно дорогой тип устройств для домашнего кинотеатра, их звучание должно удовлетворить даже самого придирчивого аудиофила. DVD-ресивер это устройства из разряда "все в одном", т.е. он включает в себя DVD-проигрыватель, процессор-декодер, предусилитель, усилитель мощности и тюнер. Такие аппараты подойдут людям ценящим компактность и простоту в обращении. Процессор/усилитель. В таких устройствах, в отличие от AV-процессоров/предусилителей, имеется встроенный усилитель мощности. Но не 5-канальный, как в AV-усилителях, а 1-канальный (для центрального канала), 3-х канальный (для центрального и тыловых каналов). Эти устройства являются апгрейдом уже существующей стереосистемы, т.е. их надо подключить к стереоусилителю, возможно докупить усилитель мощности, и наслаждаться многоканальным звучанием. Стереоресивер - это обычные стереофонические интегрированные усилители со встроенным тюнером. Как правило они никакого отношения к домашнему кинитеатру не имеют, т.к. в них нет встроенных декдеров окружающего звучания. AV-ресивер/CD-чейнджер - это устройство со встроенным проигрывателем CD на несколько дисков, тюнером, процессором/декодером окружающего звучания и многоканальным усилителем мощности. Это тоже довольно универсальное устройство, сродни AV-музыкальному центру.

  • Разъемы - Телевизоры и плазменные панели
  • Для достижения максимального качества изображения необходимо подключить источник сигнала к телевизору оптимальным образом. По возрастанию качества изображения сигналы можно выстроить в следующем порядке: композитный, S-Video, RGB, компонентный.

    Возможные варианты подключения источников сигнала к телевизору:
    - VHS видеомагнитофон: AV, SCART (композитный)
    - S-VHS видеомагнитофон: AV, SCART (композитный, S-Video), S-Video
    - VCD-проигрыватель: AV, SCART (композитный)
    - DVD-проигрыватель: AV, SCART (композитный, S-Video, RGB), S-Video, BNC/RCA (компонентный)
    - Компьютер: VGA
    - Спутниковые ресиверы: аналоговые, как правило, подключают по S-Video, цифровые по RGB.
    - Игровые приставки стандартно подключаются к разъему AV (три "тюльпана").

    Примечание: SCART "гребенка" - универсальный 21-контактный двунаправленный разъем. По стандарту он может передавать/принимать композитный, S-Video, RGB видеосигналы и стерео сигнал. Плюс с его помощью телевизор и видеомагнитофон обмениваются информацией о настроенных каналах. В телевизорах среднего и высокого класса распайка разъемов SCART полностью соответствует стандарту. В остальных случая производитель по своему усмотрению использует имеющиеся ресурсы разъема.

  • Размер пикселя - Телевизоры и плазменные панели
  • Минимальным отображающим элементом экрана плазменной панели является ячейка площадью примерно один квадратный миллиметр. Если ячейка имеет одинаковый размер по горизонтали и вертикали, тогда в спецификации указывают только одно значение. Чем меньше размер ячейки, тем более качественным получается изображение (меньше заметна «сетка» экрана).

  • Компонентный (RGB) - Проигрыватели DVD
  • RGB (компонентный) выход представляет собой выход на обычный компьютер монитор - или нечто, превращаемое в него простым переходником. Стоит учитывать, что получить хорошее изображение на мониторе обычно не удается - компьютерные мониторы традиционно имеют другую гамму и совершенно другие настройки цветности/яркости/контрастности, так что получившаяся картинка скорее всего будет выглядеть неестественно и блекло.

    Компонентный выход используется для получения изображения максимального качества на устройствах, специально предназначенных для этого - например, на проекционной аппаратуре или на качественных телевизорах высокого разрешения.

  • СЧ излучатель АС
  • Мембрана СЧ излучателей обычно имеет форму конуса. Делается из бумаги либо целлюлозной массы с пропиткой (и у самых дорогих, и у дешевых АС: все дело в технологии), полипропилена, металла (обычно алюминий), углеволокна или кевлара (специально разработанные для АС материалы).

  • Сопротивление АС
  • Входной импеданс, т.е. полное, активное и индуктивное сопротивление акустической системы меняется по сложному закону в зависимости от частоты воспроизводимого сигнала. Чем больше это сопротивление, и чем ближе друг к другу его значения при разных частотах сигнала, тем более легкой нагрузкой эта АС является для усилителя. Номинальный импеданс означает некое усредненное значение импеданса. Чем он выше, тем легче усилителю управлять данной АС, однако, не следует забывать, что резкие провалы импеданса на определенных частотах весьма нежелательны. Поэтому иногда в характеристиках указывается минимальное значение импеданса. При малом импедансе АС усилитель вынужден отдавать в нее большую мощность. Тогда может произойти перегрузка усилителя (особенно, если он питает одновременно два комплекта АС). Поэтому, если у Вас уже есть усилитель, то, выбирая АС, следует выяснить, на какой номинальный импеданс нагрузки он рассчитан. Некоторые усилители с высоким выходным током легко питают 2-Омные АС, у других же наступает перегрузка уже при 6 Ом.

  • Соотношение сторон экрана телевизора
  • Классические устройства отображения информации с экраном 4:3 идеально подходят для демонстрации телевизионных программ и пансканированных (кинотеатральное изображение "обрезается" с боков на 25%) видеофильмов. Популярность домашнего кинотеатра привела к появлению нового класса отображающих устройств - широкоформатные с соотношением сторон 16:9, которые максимально используют возможности DVD с анаморфным широкоэкранным изображением. Широкоформатные телевизоры начинаются обычно с моделей с диагональю от 32".

  • Специальное антибликовое покрытие экрана
  • Специальное покрытие с внешней и/или внутренней стороны экрана, снижающее или полностью устраняющее блики на нем от ярких объектов (солнце, лампа и т.д.).

  • Специальное антистатическое покрытие экрана
  • Специальное покрытие, предотвращающее оседание взвешенных в воздухе частиц пыли на поверхности экрана и/или корпуса.

  • Cтандарты изображения и звука - Телевизоры и плазменные панели
  • В мире распространено около 20 различных стандартов телевизионного монофонического вещания. В Центральной Европе это PAL B/G, во Франции SECAM L, в США и Японии NTSC 3.58, в странах бывшего СССР - SECAM D/K и т.д. Cтандаpты B и G; D и K pазличаются значениями частот телеканалов (МВ и ДМВ соответственно). Мультисистемная совместимость обозначает возможность правильно разобраться в этом многообразии (обычно за исключением SECAM L).
    Телевизионное стереовещание получило распространение в Европе - стандарт A2, в Великобритании и Гонконге - стандарт NICAM.

  • Стерео - Телевизоры и плазменные панели
  • Наличие тюнера с возможностью приема стереофонических программ говорит в первую очередь о довольно высоком классе телевизора. Как правило, звуковая система такого аппарата достаточно качественная и вполне подходит для комфортного прослушивания звука с Hi-Fi видеомагнитофона, DVD плейера, или спутникового тюнера. В домашнем кинотеатре хорошую встроенную акустику телевизора можно использовать в качестве центрального канала. Специальные входы в большинстве случаев присутствуют. Однако, эфирное вещание в России пока монофоническое и стерео в телевизоре может оказаться невостребованным.

  • Тип корпуса АС
  • Тип корпуса влияет главным образом на воспроизведение баса. Обычные типы корпуса - закрытый или с фазоинвертором. АС в закрытом корпусе, как правило, имеют небольшой объем и мощность. Если же басовик достаточно мощный, то в результате его хода внутри герметичного корпуса сильно меняется давление, создавая сопротивление обратному ходу басовика, и вызывая вибрацию и даже нагрев корпуса. Поэтому в корпусе делают отверстие, называемое портом фазоинвертора. Давая выход энергии обратного излучения басовика, оно помогает достичь более глубокой и равномерной АЧХ в области низких частот. Если порт фазоинвертора находится в задней стенке АС, их не следует придвигать вплотную к стене.

    Иногда такое отверстие закрывается частично проницаемым для воздуха материалом (демпфированный фазоинвертор) либо конусом, подобным конусу басовика, который излучает звуковые волны под действием колебаний давления внутри корпуса (пассивный радиатор).

    Встречаются и другие типы корпуса, например, по технологии "четверть волны". Этот корпус работает как скрученный в виде спирали охотничий рог. Тем самым повышается эффективная длина колеблющегося в нем столба воздуха.

  • Тип корпуса сабвуфера
  • Закрытый ящик является наиболее простым видом акустического оформления сабвуфера. Динамик устанавливается в абсолютно герметичный корпус. Преимуществом закрытого ящика являются хорошие передаточные характеристики, однако главным недостатком является малая отдача на самых низких звуковых частотах.

    Фазоинвертор – тип корпуса с установленным на одной из стенок туннелем определенной длины и диаметра. Параметры фазоинвертора зависят от параметров динамика, объема корпуса и частоты, на которую он настраивается. Главную роль здесь играет воздух, заключенный в его объеме. Выше частоты настройки масса воздуха препятствует чрезмерному раскачиванию диффузора динамика, причем звуковые волны, исходящие с тыльной стороны динамика, проходя через фазоинвертор меняют фазу и складываются с волнами фронтальной стороны. На частоте настройки колебания диффузора минимальны, а весь звук выходит из фазоинвертора. Использование фазоинвертора позволяет повысить КПД на 3 ДБ, по сравнению с аналогичным закрытым корпусом, что значительно повышает отдачу на низких звуковых частотах.

    Пассивный радиатор – акустическое оформление во многом схожее с фазоинверторным. Отличием является то, что вместо туннеля фазоинвертора в корпус устанавливается ещё один динамик без звуковой катушки и магнитной системы. Звуковая волна, исходящая от диффузора пассивного излучателя складывается с волной низкочастотного динамика. Изменяя массу диффузора пассивного излучателя можно изменить нижнюю рабочую частоту сабвуфера.

    Бэндпасс (полосовой резонатор) – динамик устанавливается внутри корпуса на прочной панели. Тыльная часть динамика работает на закрытый объем или фазоинвертор, фронтальная часть только на фазоинвертор. Бэндпассы отличаются наибольшим КПД среди остальных видов акустического оформления.

    Лабиринт – задняя сторона динамика работает на зигзагообразный звуковод, образованный рядом перегородок. Длина звуковода выбирается равной половине длины звуковой волны на нижней граничной частоте сабвуфера.

  • Телевизоры и плазменные панели - Реальное физическое разрешение
  • Количество элементов изображения (пикселей) присутствующее на отображающем устройстве. Наиболее качественное изображение получается, если реальное разрешение экрана плазменной панели и разрешение источника, с которого подается видеосигнал, совпадают. Панели с более высоким разрешением способны воспроизводить большее количество деталей изображения.

  • Телевизоры и плазменные панели - Тип устройства
  • - Обычный телевизор - отображает информацию на экране при помощи трехцветной (красный, зеленый, синий) электронно-лучевой пушки. Под действием электронов, специальное покрытие на внутренней стороне кинескопа (экрана) начинает испускать свет, видимый человеческим глазом. На сегодняшний день обычные телевизоры выдают самое яркое и качественное изображение. Чем больше диагональ телевизора, тем больше его вес и глубина корпуса, поэтому модели с размером экрана больше 32-дюймов (86 см) встречаются довольно редко. Примерный ценовой диапазон: от $100 (портативные) до $2500 (широкоформатные) и более.

    - Проекционный телевизор - близкий родственник проекторов. Картинка проецируется на большой плоский экран с диагональю до полутора метров, с внутренней стороны при помощи системы линз и трех раздельных электронно-лучевых трубок или жидкокристаллических матриц. В первом случае источником света являются сами трубки, во втором - мощные лампы. Существенный недостаток - ограниченный угол обзора (во время просмотра желательно находиться строго напротив экрана), который, однако с лихвой компенсируется яркой и четкой картинкой, особенно у последних моделей с автоматическими системами управления. Примерный ценовой диапазон: от $2500 до $6000 и более.

    Жидкокристаллическая панель - относительно новый вид устройства, не получивший пока широкого распространения. В качестве экрана в нем используется большая (до 21-дюйма) жидкокристаллическая панель, аналогичная той, что устанавливается в ноутбуках. Отличительная особенность - малый вес, толщина всего несколько сантиметров, практически нулевой фон радиационного излучения.

    - Плазменная панель - изображение формируется на большом плоском экране с диагональю до полутора метров при взаимодействии плазмы газового разряда с частицами фосфора. Главное преимущество - относительно небольшой вес и глубина корпуса, геометрически идеальная и яркая картинка, большой угол обзора. Примерный ценовой диапазон: от $8000 до $17000 и более.

  • Телевизоры и плазменные панели - Диагональ
  • Небольшой портативный аппарат с диагональю 10"-15" идеально подойдет владельцам автомобилей, выезжающим за город на прогулки, и тем, кто желает смотреть телепередачи, например на кухне. Такой телевизор идеально подходит и для детской комнаты. Примерный ценовой диапазон: от $100 до $300.

    Настоящими "народными" бестселлерами стали модели телевизоров с диагоналями 20", 21", и 22". При умеренной стоимости они обладают всеми необходимыми функциями и хорошим качеством изображения и звука. Такие телевизоры нередко приобретают в качестве второго.

    Вы смотрели